Если при ЛЕВОМ развороте шарик идёт ВПРАВО...

2 Айрат & Orex

На самом деле вопрос  моментов возникающих при работе винто-моторной установки достаточно сложный. Помимо косой обдувки вертикального оперения и самого винта (пи-эффект в зарубежных учебных материалах) есть еще и реактивный момент (винт крутится вправо, соответственно самолет стремится крутится в противоположную сторону вокруг оси вращения винта) который при больших углах атаки также вызывает поворот вокруг вертикальной оси, Y, в скоростной системе координат. так же можно учесть и момент от косой обувки левой и правой консоли. Как говорится: с миру по нитке нищему - рубаха
В американских летных школах (учебных материалах) акцентируют внимание на двух эффектах - это момент от спиральной обдувки вертикального оперения и несимметричная тяга винта (пи-эффект).
Часть из того что писал Пышнов в 30-40х годах прицепил в виде картинок.
 

Вложения

  • snap1_001.PNG
    snap1_001.PNG
    4,8 КБ · Просмотры: 232
  • snap2_001.PNG
    snap2_001.PNG
    21,9 КБ · Просмотры: 234
  • snap3_001.PNG
    snap3_001.PNG
    17,9 КБ · Просмотры: 227
Спасибо ребята.  Я помню очень хорошо ученья. Я закончил высшую школу КИИГА. Я налетал  очень много. Сорвать самолёт можно на любой скорости. Но главное что бы  для выхода из штопора высота была. Опять приходим к "шарику", держите его в центре! Не дай бог сорваться на четвёртом!
 
Рафис, я никоим образом не отвергаю наличие и многообразие воздействующих и причудливым образом взаимодействующих факторов, которые следует учитывать. В вопросе, когда, в каких условиях и которые из факторов надо учитывать, несложно разобраться, если эти факторы приходилось считать или хотя бы оценивать их величину.
" у самолёта в режиме набора высоты (полёт с большими углами атаки) 85 градусов."
Я же не от балды привёл эту цифру. Установочный угол СУ на одном из самолётов, над которым я сейчас работаю, относительно САХ -3.5 градуса (плюс-минус градус у большинства нормально летающих самолётов). Угол атаки в режиме набора высоты 8-9 градусов, значит угол набегающего потока к плоскости винта примерно 84.5-85.5 градусов. О какой разности в скоростях обтекания левой и правой лопастей можно говорить?
А вот косую обдувку киля в режиме набора высоты уже можно заметить. Кстати с ростом скорости её влияние существенно уменьшается и соответственно на втором и третьем развороте можно игнорировать.
Сегодня только летал в средней болтанке; несколько раз за круг взболтнуло этак в десяток раз сильнее, чем даёт эта самая косая обдувка, которую, кстати я предлагаю не игнорировать, в отличии от многих других факторов вроде гироскоп. момента, реактивного момента винта, разницы в обдувке лев. и пр. консолей, несиметричн. тяги винта и пр.


Theoretic, настоятельно рекомендую обратить внимание на ответ 64 от БП.

С уважением, Айрат.
 
Наймите хорошего инструктора, целее будете. Не ради сарказма, от души, поверьте.
 
Уважаемый Theoretic!
На мой взгляд, у Вас два очень простых выхода из сложившейся ситуации.
1. Описываемое Вами явление происходит строго при определённых параметрах полёта. Просто не допускайте их.
2. Попросите опытного пилота облетать Ваш аргоподобный самолёт и следуйте его рекомендациям.
3. Если нет возможности выполнит п.2, - читайте п.1
 
явление происходит строго при определённых параметрах полёта. Просто не допускайте их.
В смысле не допускать явления, не делать 1-го левого разворота в наборе? Но мне именно так удобно при взлёте с обоими курсами с ВПП, с точки зрения вынужденной посадки на случай отказа.
 
явление происходит строго при определённых параметрах полёта. Просто не допускайте их.
В смысле не допускать явления, не делать 1-го левого разворота в наборе? Но мне именно так удобно при взлёте с обоими курсами с ВПП, с точки зрения вынужденной посадки на случай отказа.

Да бог с Вами.... Проще конечно вообще без разворотов...
Но если ЭТО происходит на !-ом, а на остальных не происходит, ну и выполняйте 1-ый как 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой, и  т.д.
PS Явление, ну это про Ваш неуправляемый шарик...
    Параметры, ну это типа скорость, высота, крен и  т.п.(тому подобное)
Разместите фото своего аргоподобного здесь.... А то такое впечатление, что это ради хи-хи всё....
 
Извините модераторы но я другого раздела на форуме совершенно не нашел где разместить этот пост. Хотя странно, что на таком авиационном портале нет раздела "пилотирование ЛА". Если я не прав ткните меня туда носом.

Проблема такая...

При выполнении набора высоты на первом развороте влево, шарик скольжения вместо того чтобы идти внутрь виража влево, уходит почти до конца вправо. Почему так может быть? Самолёт классика.
Спасибо.
Если это электрический указатель поворота и скольжения и он неправильно показывает, то скорее всего неправильно запитан прибор - направление вращения гироскопа неверное
 
Вообще-то "шарик" показывает "скольжение" ЛА в полёте и не обязательно при развороте. Однако именно при развороте показания "шарика" очень важны. т.к. в этом режиме(развороте) при "скольжении" можно "легко" сорвать самолёт в штопор! Ещё есть два вида "скольжения" в развороте - в сторону разворота или в противоположенную. Когда самолёт "скользит" в сторону разворота("шарик" уходит в другую сторону от направления разворота(крена)) - это называется "Slipping turn" - "скольжение" во "внутрь" разворота. А когда "шарик" уходит в сторону крена - это называется "Skidding turn" - "скольжение" во внешнюю сторону(в другую сторону) от крена. То и другое очень опасно при разворотах и всегда должно "компенсироваться" нажатием педали РП в сторону "уходящего шарика"!
 
О сикоко наворочали. 😊 Всё гораздо проще. Для начинающих....... При развороте. В разворот вводите креном педалью дожимаете шарик в центр. Шарик показывает какой педалью. В ГП( в горизонтальном полёте)...... Шарик загоняете в центр ручкой или штурвалом. Педалями удерживаете курс. Или углом сноса. Если не понятно написал спрашивайте. Если в развороте появляется чувство затягивания в крен значит передали ноги. Ручку на вывод педаль за ручкой энергично но не резко. Самолёт сразу выйдет из крена. В горизонте сбалансируйте самолёт и повторно введите в разворот.
 
О сикоко наворочали. 😊 Всё гораздо проще. Для начинающих.......

А Вы инструктор или "балобол"? Написали правильно, но Ваше объяснение мало кто поймёт 😆 Особенно кто ещё не летал ИМХО
 
А Вы инструктор или "балобол"? Написали правильно, но Ваше объяснение мало кто поймёт 😆 Особенно кто ещё не летал ИМХО

Для балбесов. Да я инструктор. Поймёт любой маломальски знакомый с авиацией и гравитацией. Шарик это обыкновенный крузик. При появлении крена он тонет. А при появлении сил инерции отклоняется в сторону их направления. Так вот это знает любой с 5 класса советской школы. А для тех кто этого не знает я написал задавайте вопросы. На ваш хамский вопрос я ответил. Я инструктор и все мои курсанты отлично летают. И очень быстро осваивают технику пилотирования.
 
Иногда , если кратко , инструктор говорит : шарик идёт за ручкой и бежит от ноги .
 
Для балбесов. Да я инструктор. Поймёт любой маломальски знакомый с авиацией и гравитацией. Шарик это обыкновенный крузик. При появлении крена он тонет. А при появлении сил инерции отклоняется в сторону их направления. Так вот это знает любой с 5 класса советской школы. А для тех кто этого не знает я написал задавайте вопросы.

Хреновый Вы значит инструктор, если повторяете чужие посты 😆
 
Хреновый Вы значит инструктор, если повторяете чужие посты 😆

Я не могу их повторять так как не читаю. Просто взглянул мельком много букв и с рисунками. Вот и высказал своё мнение. Мне то нечего читать учится нечему так как не плохо летаю сам. Могу только делиться опытом. Благодарный скажет спасибо. Желчный брызнет слюной.
 
Вообще-то "шарик" показывает "скольжение" ЛА в полёте и не обязательно при развороте. Однако именно при развороте показания "шарика" очень важны. т.к. в этом режиме(развороте) при "скольжении" можно "легко" сорвать самолёт в штопор! Ещё есть два вида "скольжения" в развороте - в сторону разворота или в противоположенную. Когда самолёт "скользит" в сторону разворота("шарик" уходит в другую сторону от направления разворота(крена)) - это называется "Slipping turn" - "скольжение" во "внутрь" разворота. А когда "шарик" уходит в сторону крена - это называется "Skidding turn" - "скольжение" во внешнюю сторону(в другую сторону) от крена. То и другое очень опасно при разворотах и всегда должно "компенсироваться" нажатием педали РП в сторону "уходящего шарика"!
Раз десять читал,не понял.Сами то понимаете,что куда идет при внешнем и внутреннем?
 
Назад
Вверх