Статью решил сюда сбросить, чтобы не пропала
😉
«Интрудеры»: вторгаться, чтобы защищать
Александр Медведь
С появлением в Германии в 1941 г. ночных истребителей, экипажи британских бомбовозов уже не чувствовали себя в безопасности под покровом темноты. Встреча с ними вынуждала пилотов нередко сбрасывать бомбы, не долетев до цели. Однако на каждый яд находится противоядие. Для нейтрализации немецких перехватчиков в Королевских ВВС на вооружение были приняты истребители-блокировщики или «интрудеры». О боевой карьере американских штурмовиков А-20 в роли ночных охотников и рассказывает эта статья.
После капитуляции Франции в июне 1940 г. Британский Военный Кабинет стоял перед проблемой: каким образом продолжать войну с Германией. В ходе начавшейся вскоре «битвы за Англию» англичане убедились, что их самолеты и летчики, в общем, не хуже германских. В стране развернулось массовое производство крылатых машин различного назначения. Боевой состав Королевских ВВС (RAF — Royal Air Force) пополнялся и по каналам ленд-лиза.
Однако тяжелые бомбардировщики в ходе дневных налетов понесли слишком тяжелые потери и даже лучшие из них — «Ланкастеры» — оказались легкой добычей для асов люфтваффе. В результате английское командование вынуждено было перейти на ночные действия. Но и ночью «томми» не чувствовали себя в безопасности, поскольку уже в 1941 г. немцам удалось создать довольно эффективную оборонительную систему — так называемую «линию Каммхубера», включавшую цепочку радиолокационных станций «Вюрцбург» и «Фрейя», которые управляли действиями истребителей и зенитной артиллерии. Стремительно совершенствовались и ночные перехватчики: сначала они получили ИК-датчики, реагировавшие на выхлоп, а затем и бортовые радиолокаторы. В результате уровень потерь в ходе ночных рейдов в английских эскадрильях достигал 10%...
В связи с ограниченностью ресурсов, которые Германия могла бросить на ночную воздушную войну, а также с распылением имеющихся у немцев истребительных сил на довольно большой прикрываемой территории, в схватку с атакующими соединениями бомбардировщиков обычно вступали подразделения перехватчиков с трех—пяти аэродромов, лежавших на пути англичан. В руководстве Королевских ВВС возникла идея: а почему бы не попытаться заблокировать эти аэродромы на время бомбардировочного рейда? Четверка или восьмерка двухмоторных истребителей-штурмовиков, заблаговременно проникшая в заданный район, могла бы предотвратить взлет нескольких десятков самолетов противника. Вторгаться, чтобы защищать — так была сформулирована главная задача экипажей «интрудеров» (с анл. intruder — вторгающийся).
Первыми «интрудерами» в RAF стали американские легкие бомбардировщики—штурмовики DB-7 фирмы «Дуглас». Они были переданы англичанам после того, как капитулировали Франция и Бельгия, заказавшие эти машины. «Хэвок»! (Интрудер), представлял собой одну из первых модификаций DB-7A «Бостон»!! и отличался от базовой машины, главным образом, двигателями «Пратт-Уитни» R-1830-S3G4B с двухскоростными нагнетателями и пламегасителями в нижней части мотогондол. В английских мастерских приборы с надписями по-французски, имевшие метрическую шкапу, как и французские пулеметы, были заменены британскими изделиями. Нормальный вариант вооружения состоял из четырех неподвижных 7,71-мм пулеметов «Браунинг» в носовой части фюзеляжа, подвижного 7,71-мм пулемета «Виккерс»К у стрелка и 908 кг бомб на внутренней подвеске. Позднее ее сократили наполовину, разместив в верхней части бомбоотсека дополнительный бензобак, увеличивший радиус действия самолета, а под крылом появилась пара бомбодержателей. Весной 1941 г. «Хэвоки» поступили на вооружение в 23-ю эскадрилью RAF.
Тактика действий эскадрильи в основном сводилась к следующему. Вылетая поодиночке перед стартом бомбардировочной волны, «интрудеры» отыскивали аэродром-цель и становились над ним в круг. Первое время немцы принимали их за свои и включали «иллюминацию» аэродрома. В «благодарность» с неба летели бомбы...
Вскоре германское гостеприимство иссякло: огни больше не зажигались до тех пор, пока приближающийся самолет не подавал условного знака по радио или не выпускал комбинацию сигнальных ракет. Но экипажи «Хэвоков» быстро засекали установленный пароль и, воспользовавшись им, обманывали бдительность немцев. Кроме того, время от времени они сбивали огнем носовых пулеметов заходившие на посадку вражеские самолеты, экипажи которых в это время, как правило, утрачивали бдительность.
Одним из самых удачливых асов-блоки-ровщиков, воевавших на «Хэвоках», был гроуп коммандер (полковник) Бертье Рекс О'Брайен Хоари, шотландец по происхождению. Будучи одноглазым, он одержал свою первую победу 3 марта 1941 г., пилотируя «Бленхейм» Мк 1Р К середине мая, когда 23-я эскадрилья получила «Бостоны», на его счету уже было 5 побед, в том числе четырехмоторный FW200 «Кондор», сбитый им 21 апреля.
Угроза со стороны «интрудеров» оказалась отнюдь не шуточной. Зная, что над аэродромом находится враг, немецкие летчики-истребители не рисковали подниматься в воздух. Не следует сбрасывать со счетов и психологическое воздействие на пилотов противника — даже над своей территорией они не чувствовали себя в безопасности. У англичан вскоре появился насмешливый псевдонемецкий термин Ritterkreuzhohe, буквально означавший «высота Рыцарских крестов». Опасаясь нападения, опытные пилоты люфтваффе стали подбираться к своему аэродрому на бреющем, буквально на брюхе «облизывая» наземные препятствия. Такие вещи удавались только пилотам высокого класса: менее опытные нередко разбивались...
Война в воздухе выявила не только сильные стороны, но и недостатки первых «интрудеров»: слабость наступательного стрелкового вооружения (4 пулемета винтовочного калибра маловато даже для одномоторного истребителя), невысокую маневренность и ограниченную (по английским меркам) дальность. Поэтому в течение 1941 г. были сформированы лишь две эскадрильи блоки-ровщиков: уже упоминавшаяся 23-я и 418-я (канадская). На вооружение последней поступили самолеты, официально именовавшиеся «Бостон»Ш. В отличие от «Хэвоков» они несли более мощное вооружение - четыре 20-мм пушки «Испано» в специальном контейнере, смонтированном под фюзеляжем. Боекомплект пушек размещался внутри переоборудованного бомбоотсека. Сохранились и четыре пулемета винтовочного калибра в носу машины. Но количество 227-кг бомб сократилось до двух (на подкрыльевых держателях). Впрочем, пилоты «ночников» считали пулеметно-пушечное вооружение более важным.
В марте 1942 г. 418-ю бросили в бой, а в июне на «Бостоны»-«интрудеры» начали перевооружать 605-ю эскадрилью («Каунти оф Варвик»). Она стала третьим и последним подобным подразделением, но летала на машинах фирмы «Дуглас» чуть более полугода и уже в феврале 1943 г. сменила их на «Москито» (Mosquito) NF.II. Летом 1943-го с последними «Хэвоками», выведенными из боевого состава RAF, распрощалась 23-я эскадрилья. К этому времени О'Брайен стал ее командиром, а его счет достиг 11 побед. В сентябре сдала «Бостоны»-«ин-трудеры» и 418-я. Обе они продолжили войну на истребителях-бомбардировщиках «Москито», причем с гораздо большим успехом. Если за 22 месяца боевой «работы» на «Бостонах» пилоты 418-й сбили 22 самолета, то, перевооружившись на «Москито», они только за месяц уничтожили 24 вражеские машины, потеряв всего одну. К моменту окончания войны, на ее счету числились 172 вражеских самолета, уничтоженных «достоверно», 8 - «вероятно» и 97 - поврежденных, а также 83 самолета-снаряда «Фау-1», около 200 автомобилей и 16 паровозов. Собственные потери составили 59 машин и 135 членов экипажей.
Казалось бы «Хэвок» никогда больше не будет действовать в роли ночного блокировщика, поскольку на первый взгляд он явно не соответствовал предъявляемым требованиям. Но неожиданно его «интрудерная» карьера была продолжена на... Восточном фронте, в составе ВВС Красной Армии, причем с гораздо большим успехом, чем в истребительных эскадрильях Королевских ВВС.
Летом 1943 г. руководство советских ВВС через представителей наркомата внешней торговли получило уведомление от американской фирмы «Дуглас» о том, что впредь она будет поставлять в СССР новейшую модификацию своего бомбардировщика-штурмовика A-20G. Но вскоре выяснилось, что американцы запустили в производство самолет, адаптированный к их собственным нуждам и весьма мало отвечавший требованиям советско-германского фронта.
Еще на этапе проектирования конструкторы фирмы «Дуглас» предусмотрели для своего бомбардировщика-штурмовика два варианта взаимозаменяемых носовых отсеков. Первый представлял собой застекленную кабину штурмана со всем необходимым оборудованием, а второй — обтекаемую гондолу с несколькими пулеметами. Большая часть «Бостонов» и А-20 вплоть до 1943 г. выпускалась со штурманским отсеком (он также имел разновидности), но, начиная с модификации G, американцы подавляющее большинство машин стали строить в штурмовом варианте, ощетинившимся дополнительными стволами. Головные A-20G несли в носовом отсеке четыре 20-мм пушки «Испано» с соответствующим боекомплектом, а под полом пилотской кабины — еще и пару 12,7-мм пулеметов «Браунинг». Позднее вместо пушечной батареи ввиду ее малого боезапаса (всего по 60 снарядов на каждый ствол в барабанных магазинах) устанавливали 4 крупнокалиберных «Браунинга».