А может не заморачиваться....?!! 😉
Химичить начал в 2001-ом ....! Хапнул наверное все прелести работы с сигнальщиками.....! Вплоть до того, что однажды приземлялся рядом с одним уже упившимся, чтобы отнять у него жердь с флагом, которой он очень ответственно и настырно пытался сбить меня на каждом пролёте над ним (ну не уходил он с моего курса, хоть ты тресни ;D ;D ;D) и прогнать его с поля. Из всех приборов был, только, манометр, по давлению которого опосредованно можно было следить за расходом л/га (форсуночная система с мотопомпой).
В 2003-ем начал работать с одолженным 12-ым Гармином. Хорошо, да - не очень! Ставишь удобный масштаб для гона - неудобно заходить на гон развороте, ставишь удобный масштаб для разворота - начинают сливаться линии на гоне. В итоге отлетал на среднем между этими масштабами, благо вся работа была по "жукам". Самое забавное с ним было то, что он на одном поле, на одном и том же месте, в одном и том же крене стал ОТКЛЮЧАТЬСЯ. Прямо мистика, (примерно такое же у меня было в Оренбуржье в 2002-ом, над мусульманским кладбищем начала стабильно глохнуть мотопомпа.... , потом разобрался...) он, собака, отключается, я его в полёте включаю, потом он находит спутники (я в это время кружусь в месте потери трека), потом я иду на гон, возвращаюсь, разворачиваюсь и всё начинается сначала! В итоге я плюхнулся на вынужденную и подкатился к месту заправки по инерции перпендикулярно взлётке....! ;D Вопрос к знатокам "ЧТО ЭТО БЫЛО?!!" ;D Проблему я нашёл и решил моментально, подсказка - уже началась термичка....!
Зимой, перед следующим сезоном, начал бегать по магазинам и искать альтернативу. Сразу понял, что найти навигатор с подходящим большим экраном нереально по деньгам (2004-ый год! одни Гармины!) и всё-равно масштаб картинки для работы на гоне будет недостаточным для качественной работы! А переключать масштаб картинки во время захода нагон на дельте, это .... в общем, ну его на....! 😀 Решение - элементарное! В итоге купил уже опробованный Гармин12 и Этрекс Легенд. 12-ый настроил на большую картинку для разворотов, легенд на максимальное расстояние между гонами на экране. Забавно, но в работе 12-ый оказался надёжнее и быстрее! Легенд тормозил с вращением картинки и иногда вобще терял её при резком снижении на гон, или при боковом броске аппарата порывом ветра. Вобщем, приспособился и качество обработки гербицидкой и десикантами устраивало меня, а главное агрономов и фермеров!!! В 2005-ом зимой прикупил расходомер у Виктора Герониме и стало вообще всё замечательно! Фото старой конфигурации этих приборов прилагаю!
В общем всё было замечательно, пока в июле 2009-го не обчистили мою мастерскую, самой тяжёлой потерей была моя лётная сумка, где были все эти съёмные приборы и моя "вторая кожа" - мой лётный шлем с очками респиратором и наушниками для хим работ! :'( :'( :'( Пришлось судорожно искать замену ВСЕМУ в предверии осенней десикации !!! 12-ый Гармин к этому времени уже сняли с производства, Легенд не очень устраивал по вышеописанным примерам. Я замучил ВСЕХ продавцов Гарминов в Тольятти в течении двух недель! Меня узнавали, от меня и от моих вопросов и пожеланий начали прятаться директора этих магазинов (продавцы по наивности по первому разу отправили меня к ним), я оставлял деньги в залог брал ВСЕ модели Гарминов по очереди и задавал симуляцию химработы дельтой на своём автомобиле! Мне НЕ ПОНРАВИЛСЯ ни один из них, даже самые навороченные за 30-50 тыс. руб. Все те же проблемы с которым я столкнулся у Легенда: тормозят с вращением картинки на разворотах, при резких боковых смещениях теряют картинку, выдают ошибку до 8-15 метров при контрольных проездах по одному месту!!!
Забавно, мне предложили автомобильный навигатор (NEXX софт Навител), совсем в другом магазине (бытовая и электронная техника), и почти случайно. Я заезжал по другой надобности и просто разговорился "по душам" с парнем-продавцом! Я оставил залог (смешные после цен Гарминов 4 тыс), выбежал на улицу, прыгнул в машину начал тестировать и обалдел!!! ВОТ ОНО, то что НАДО!!! 10 Гц частота смены картинки, против 1Гц у Гармина!!! Это же нормальный полёт и вращение картинки в реальном масштабе времени! Точность, тоже приятно поразила - реальные 1-2 метра ошибки!!! Куда уж лучше?!!! Огромный после моих старых приборов экран, масштабная чёрточка 1 см, против 6 мм на Легенде, одно это повышает точность обработки в два раза!
Потом прикупил ещё один, другой марки за 3 тыс. руб. (и сам навигатор и софт - Навител), чтобы немного уменьшить вероятность одновременного отказа. Впрочем процессор (Серф атлас3) а соответственно и характеристики у всех атонавигаторов одинаковые, заморочки, только с памятью и размером экрана и прочими не нужными мне для обработки полей прибамбасами)
В сухом остатке у меня за 7 тыс. руб: два дублирующих друг друга прибора (понятно, что дублирование значит в авиации!). Я в любой момент вижу своё точное положение и на гоне (в 1см - 20 метров на одном навигаторе) и на поле (в 1 см - 100 метров на другом навигаторе)! Не думайте, что это полезно только на разворотах, при заходах на гон! Частенько бывают кривые изогнутые гоны, или краевые обработки. Также на навигаторе с общей обстановкой (1 см - 100 метров), видны заранее все препятствия (лесополосы, ЛЭП и прочее), над которыми при осмотре поля я пролетаю на нормальной высоте и этим пролётом наношу их на экран. Также при наличии второго навигатора с общей обстановкой на поле, нет необходимости в "расчерчивании" экрана "бесконечными" пронумерованными теоретическими линиями гонов, для облегчения сохранения параллельности гонов при "кольцевой" обработки. Просто контролируешь первое кольцо на "общем" навигаторе, а потом держишь расстояние и параллельность между гонами по "гоночному" навигатору.
Приятно удивил режим ночного экрана при работе на крайних 2-3ёх вылетах в сумерках и отсутствие суеты с постоянной зарядкой и наличием запасных пальчиковых аккумуляторов!
Расход химсмеси я контролирую по расходомеру В. Герониме и дублировано по манометру (ни от одной "старой" заслуженной и надёжной вещи я не отказываюсь)!!!
Ну, а для того, чтобы запоминать, где пылил, а где ты просто летал без разбрызгивания, можно всё-таки использовать то приспособление с процессором и оперативной памятью , которое у тебя на плечах...!!! 😉
Новая конфигурация приборки на втором фото.
Сверху по центру навигатор для гона (1 см-20метров), ниже расходомер В.Герониме, слева "телевизор" для положения на поле (1 см-100 метров). Манометр справа от УСа по центру. Вполне эргономично во время гона!
В общем, как-то так....!
Нет, конечно можно все перечисленные функции засунуть в один прибор за бешенные деньги, но вдруг с ним одним единственным, что-нибудь произойдёт....? 😎
P.S. Посмотрел на экран девайса за 2750 $ в посте № 22....! Однако...! Перебор!!! При полёте на дельте на бреющем, на гоне - с кучей вводных и необходимостью контролировать кучу параметров - вглядываться в этот "волшебный экран"...?!!! На гоне по навигатору можно, только, реально пытаться удержать (и удерживать!) линию трека на экране по заданной (нанесённой на экран) сетке координат и контролировать скорость относительно земли. Вглядывание в остальные циферки и параметры на экране навигатора чревато незапланированной встречей с землёй....! :-/
P.P.S. Кстати, опция по нанесению на экран "бесконечных" и пронумерованных линий теоретических гонов - штука, конечно удобная, НО(!), только, для наземки , для обработки, только, одного поля от начала и до конца! При авиаобработке, очень часто бывает удобнее обрабатывать несколько отдельных полей,пусть находящихся на расстоянии друг от друга, но на одной общей линии (до 3-5-ти полей одновременно)! Лини гонов таких полей ОЧЕНЬ РЕДКО находятся на одной прямой! 😉