Здесь размещена информация о двигателях Днепропетровского КБ "Сокол"
Двигатель авиационный ОЛ-70Ч
ОЛ-110 Вид справа
Двигатели ОКБ "Сокол"
Двигатели разработаны применительно к специфическим условиям Украины и России, но могут использоваться в любой части света, особенно там, где требования высокой мощности и надежности при низких массе и стоимости являются первостепенными.
Конструкторские, термодинамические и эксплуатационные параметры выбраны с учетом последних достижений науки и техники. В конструкции двигателей широко использованы узлы и детали отечественных серийных двигателей наравне с разработками на уровне изобретений, требующими патентной защиты.
Двигатель авиационный ОЛ-180
Компоновка двигателя выполнена таким образом, что его можно установить на вертолет “со спаркой двигателей”, стоящей вертикально (ОЛ-180В), например изд. 149 "СКИФ" (руководитель проекта Делас Н. И., главный конструктор Макаров Л. Н.), либо аппарат самолетной схемы любого классического типа (ОЛ-180С), а форма двигателя позволяет выполнить силовую установку летательного аппарата с минимальным аэродинамическим сопротивлением при максимальной доступности агрегатов.
В зависимости от необходимости, двигатель используется без редуктора, с планетарным или классическим одноступенчатым редуктором.
Большой процент агрегатов, узлов и деталей использован от серийных, хорошо зарекомендовавших себя двигателей (электростартер, генераторы, блоки систем зажигания, топливный впрыскивающий насос с встроенным топливоподкачивающим насосом и арматурой, форсунки, , нагнетающий и откачивающие маслонасосы, шатуны, пальцы, поршневые кольца, водяной насос, элементы системы охлаждения двигателя, указатели и датчики контроля работы двигателя.
Двигатель имеет две независимые системы зажигания и две энергосистемы.
В конструкцию двигателя заложены материалы отечественного производства качественные, доступные, недорогие.
Проведена унификация материалов:
- сталь 18Х2Н4МА - коленвал,
- сталь 12ХН3А - распредвалы, шестерни, зубчатые колеса;
- сталь 38Х2МЮА - гильзы цилиндров;
- сталь Х18Н10Т - топливные, масляные и водяные трубопроводы, фланцы, выпускные коллекторы и трубопроводы;
- жаропрочный алюминиевый сплав АК-12 ММгН - поршни двигателя;
- литейный алюминиевый сплав АК-9Ч - блок картер двигателя, головки блоков двигателя, крышки головок, корпус и крышка коробки моторных агрегатов;
- коррозионно-стойкий алюминиево-магниевый сплав АМг-6 - маслобак, впускные патрубки, трубопроводы, различные детали.
Особое внимание уделено надежности и технологичности обслуживания: маслонасосы, топливные насосы, водяной насос, генераторы, трубопроводы масляные, топливные, охлаждающей жидкости, блоки систем зажигания, датчики могут быть заменены в течении 15...20 минут “на крыле”.
Естественно изнашивающиеся детали - коленвал, поршни, шатуны, подшипники, механизм газораспределения можно ремонтировать на любом предприятии, имеющем стандартный станочный парк, ресурс других деталей близок к ресурсу двигателя.
Системы и узлы двигателя имеют ряд принципиальных отличий от иноземных аналогов:
1. Система питания: Двигатель оборудован электронной системой управления зажиганием и распределенным впрыском топлива в индивидуальные для каждого цилиндра впускные патрубки в зону впускных клапанов, а также резервной системой подачи топлива, в основу которой положен классический беспоплавковый карбюратор (диафрагменный), интегрированный в впускные патрубки.
2. Двигатель имеет четырехклапанные головки цилиндров, впускными и выпускными клапанами управляют отдельные распредвалы. Распредвалы полые. Каждый распредвал приводится через шлицевую муфту, что допускает регулировку фаз газораспределения.
3. Двигатель имеет маслосистему с “сухим” картером, три маслонасоса: нагнетающий - на коленвалу двигателя и два откачивающих - в головках двигателя.
4. Распредвалы приводятся набором цилиндрических шестерен от коленвала. Привод насосов топливных, масляных, водяного и генераторов осуществляется этими же шестернями.
5. Двигатель оборудован двумя независимыми энергетическими системами (каждая со своей системой зажигания), с автоматическим управлением детонацией (датчик-свеча).
6. Двигатель оборудован системой инерционного наддува.
7. Двигатель имеет настроенную систему выпуска газов.
Техническая характеристика
1. Двигатель поршневой, четырехтактный, оппозитный, атмосферный.
2. Количество цилиндров - 4.
3. Объем цилиндров, см3 - 2286.
4. Диаметр цилиндра, мм - 92.
5. Ход поршня, мм - 86.
6. Степень сжатия - 9,5.
7. Число клапанов на цилиндр - 4.
8. Мощность максимальная, кВт/л.с. - 132/180.
9. Частота вращения при максимальной мощности, об/мин - 6000.
10. Система питания - непосредственный впрыск топлива во впускные патрубки.
11. Система зажигания - двойная, электронная, без высоковольтных проводов.
12. Топливо: бензин А-95.
13. Энергосистема: двойная, напряжение 14 В, суммарная мощность 1000 Вт.
14. Масса, кг - 78
15. Удельная масса двигателя, кг/л.с. - 0,43.
16. Моторесурс, час – 1200.
17. Габариты, мм: длина - 802 (с редуктором), ширина - 750, высота - 440.
18. Цена двигателя, евро - 20 000.
Двигатель авиационный ОЛ-110
На демонстрационных полетах первого украинского двухмоторного вертолета К-112 “Кадет” Президентом был задан вопрос: - “Что нужно для создания вертолетной отрасли в Украине?”. Ему ответили: - “В первую очередь отечественный авиационный мотор”.
Такой мотор есть – это ОЛ-110.
Двигатель разработан для летательных аппаратов авиации общего назначения и имеет две модификации: ОЛ-110В – для вертолётов со "спаркой" двигателей (например КТ-112 "Кадет", главный конструктор Л. Н. Макаров) и ОЛ-110С – для летательных аппаратов самолётной схемы, автожиров, дельталётов и т.д. с толкающим или тянущим винтом.
Базовым двигателем выбран один из лучших отечественных автомобильных двигателей ВАЗ 21083.1600.
Основные конструктивные отличия двигателя ОЛ-110 от базового:
1. Двигатель повернут влево на 87[ch61616], если смотреть со стороны маховика.
2. Двигатель имеет блок-картер из магниевого сплава.
3. Двигатель оборудован настроенной выпускной системой. Теперь – это 4[ch61614]1, т. е. все цилиндры имеют первичные трубы одинаковой, специально подобранной длины, объединенные в одну вторичную трубу большого диаметра.
4. Двигатель оборудован инерционной впускной системой.
5. Штатный блок электронной системы управления двигателем заменен специальным блоком управления, позволяющим откалибровать двигатель на оптимальные параметры и в процессе работы иметь два режима: крейсерский (экономичный) и форсажный. Переход на нужный режим осуществляется переключением тумблера. Все штатные датчики сохранены.
6. Штатный распределительный вал заменен валом, согласующимся с винтовой характеристикой двигателя.
7. Циркуляционная маслосистема с выносным маслобаком, уменьшающая температуру масла на 30-350 на максимальных режимах, с одним нагнетающим насосом и системой предпусковой подготовки (СПП), обеспечивающей рабочее давление масла при неработающем двигателе. Система отключается автоматически при достижении 1250 об/мин и включается при падении оборотов ниже указанных, а также при аварийном состоянии маслосистемы.
8. Интегральный редуктор, объединяющий собственно редуктор, электростартер и генератор.
Изложенное выше позволило существенно увеличить мощность двигателя, гибкость его работы, а также снизить массу и увеличить моторесурс двигателя в 1,5-2 раза за счет исключения "полусухих" пусков двигателя (СПП).
Оптимизированы также другие узлы и детали двигателя.
Максимально упрощенно обслуживание двигателя. Количество агрегатов и узлов, требующих регулировки, сведено к минимуму. Все агрегаты и узлы, требующие контроля или регулировки, размещены так, что их обслуживание или замена может производиться "на крыле".
Естественно изнашивающиеся узлы и детали цилиндро-поршневой группы, коленвал, механизм газораспределения, подшипники и т. д. можно заменять или ремонтировать на любой СТО или предприятии, имеющем стандартный станочный парк.
Техническая характеристика модификаций двигателя ОЛ-110:
№ Наименование Двигатель ОЛ-110С Двигатель ОЛ-110В Примечание
1 Двигатель Поршневой, четырехтактный, рядный, с горизонтальным расположением цилиндров, атмосферный
2 Количество цилиндров 4
3 Объём цилиндров, см3 1568
4 Ход поршня, мм 74,2
5 Диаметр цилиндра, мм 82
6 Число клапанов на цилиндр 2
7 Мощность максимальная, кВт/л.с. 88,2/120
8 Частота вращения при максимальной мощности, об/мин 5600
9 Степень сжатия 9,8
10 Система смазки Циркуляционная с "сухим" картером, одним маслонасосом и системой предварительной подготовки двигателя, встроенной в маслобак
11 Система газораспределения Привод впускных и выпускных клапанов одним распределительным валом, расположенным в головке двигателя
12 Система охлаждения Жидкостная
13 Система питания Распределённый впрыск топлива, управляемый электронной системой управления двигателем (ЭСУД)
14 Система впуска воздуха Инерционный наддув
15 Система выпуска газов С резонансной настройкой (4[ch61614]1)
16 Удельный расход топлива, г/л.с.-час 220
17 Система зажигания Электронная, дублированная, управляемая ЭСУД
18 Генератор 420 Вт, 14В 1120 Вт, 14В
19 Стартер 1,55 кВт, 12В
20 Топливо Бензин А92
21 Моторесурс, час 1700
22 Направление вращения двигателя (со стороны маховика) Левое
23 Редуктор Шестерённый, одноступенчатый, пер. отношение 1:2,5 -
24 Преобразователь направления вращения - Шестерённый, одноступенчатый, пер. отношение 1:1
25 Масса, кг 60
26 Удельная масса, кг/л.с. 0,5
27 Габариты
Длина
Ширина
Высота
750
606
532
28 Цена, евро 5000
http://meglin.narod.ru/photoalbum-OL.html