Следующий вопрос - нужен ли сертификат лётной годности на СВС-115?
Сертификат летной годности на ЕЭВС: Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (утв. приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 № 118, зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2003, регистрационный № 4441): http://base.garant.ru/185850/
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 - 3 экземпляров (далее - ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.
Резюме: на основании приведенного нормативно-правового акта можно сделать вывод, что единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, в том числе СВС-115, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.
При этом в отношении Сертификата летной годности на ЕЭВС следует иметь ввиду следующее:
- ФАП-118 применяются к следующим ЕЭВС:
- самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;
- планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;
- планеры с мотором, с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;
- вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух; - отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности. Как видим здесь нет ВС с балансирным управлением и и дельта- или паракрыльями. Применение требований к ЕЭВС независимо от того, имеют ли они «жесткие» или «гибкие» несущие поверхности, управляются ли они обычными поверхностями управления или другими способами, определено
«Техническим требованиям к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения)» (утв. распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 № НА-119-р), разработанных в целях реализации положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.04.2003 № 118;
- в отношении НА-119-р следует знать, что в пункте 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» отмечается, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». Т.е. самостоятельно он не применяется, а только в связке сзарегистрированном в Минюсте РФ ФАП-118 (т.е. нельзя прийти в аккредитованную ФАВТ организацию по освидетельствованию ЕЭВС и попросить их только взвесить аппарат по НА-119-р и дать на этот счёт документ);
- ФАП-118 к заявке на сертификацию ЕЭВС должны прилагаться
документы, подтверждающие право собственности на ЕЭВС или владение ЕЭВС на условиях аренды или на ином законном основании.Так как из приведенного выше следует, что на СВС-115 не нужны документы, подтверждающие право собственности на ЕЭВС (так как он не подлежит госрегистрации), то должны быть представлены документы, подтверждающие право владения СВС-115 (в юриспруденции собственник и владелец - разные понятия). Хотя право собственности, владения, эксплуатации (регистрация) для само изготовленных трайков паралётов и дельталетов можно получить и в органах Гостехнадзора как на внедорожное транспортное средство прежде всего как аэросани, аэромобиль, ледовый или песчаный буер со вспомогательной ВМУ (хотя аэротрайк может служить базой для всех этих внедорожных трансортных средств наравне со снегоходами и квадрациклами). А на трайк с поплавками как водное средство «аэробуер» в органах Государственной инспекции по маломерным судам.
Из практики при сертификации самодельного ЕЭВС для подтверждения собственности обычно представляют справку из клуба о самостоятельной постройке и документы купли-продажи или счета на покупку двигателя, крыла и т.д.
- ФАП-118 хотя и действующие, и зарегистрированы в установленном порядке, но действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА), установленной в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.05.2001 № 88 «О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-88), которые Приказом Минтранса РФ от 21.06.2006 № 70 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.08.2006 № 8135) признан утратившим силу в связи с приведением нормативных актов Министерства транспорта Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации (Законом о техническом регулировании);
- существующую неутыкочку в понятийной терминологии по весу. Если в НА-119-р это «Вес пустого ЕЭВС», то в ФАП-147 это «СВС с массой конструкции более 115 кг», в ФАП-287 «СВС с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания)», в ФАП-147 (это по эксплуатантам АОН): «одноместные летательные аппараты с максимальной полетной массой до 120 кг, максимальной скоростью полета до 100 км/час, скоростью сваливания не более 45 км/час, запасом топлива не более 20 литров» (абзац исключен Приказом Минтранса РФ от 28.05.2005 № 55), «безмоторный сверхлегкий летательный аппарат массой конструкции до 75 кг и максимальной скоростью полета до 100 км/ч» (абзац исключен Приказом Минтранса РФ от 30.11.2007 № 175). Т.е. ещё нужно гадать - понятие «Вес пустого ЕЭВС» сответствует понятию «СВС с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания)» или нет. А вопрос этот тонкий, все мы знаем что, например, официальное понятие «вес двигателя сухой» включает специально оговоренные условия по маслу, охлаждающей жидкости и агрегатам, вес которых не включается в сухой вес для данного типа двигателя.
Но, тем не менее, ФАП-118 действует и применяется в силу действия ст. 8 ВК РФ (т.к. Федеральные авиационные правила «Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-88) был изданы во исполнение требований не только отменённых Закона Российской Федерации от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2000 №560 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации», но и, при том, прежде всего, действующего Федерального закона от 19.03.1997 №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»). Конечно, эти недостатки документа(ов) Воздушного законодательства РФ можно применять в судебных тяжбах при административных делах по нарушениям ИВП и правил эксплуатации ВС, но в практике нет другого документа, определяющие процедуры допуска ЕЭВС к законной эксплуатации.
Дополнительная документация на СВС-115. Ну и в дополнение к вопросу о документации - согласно ФАП-118 у собственника (владельца ЕЭВС) кроме сертификата ЛГ должна быть дополнительная документация:
а) техническое описание конструкции, летно-технические характеристики, ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых предполагается эксплуатация ЕЭВС;
б) формуляры (паспорта) на комплектующие изделия;
г) эксплуатационная документация ЕЭВС;
д) перечень материалов, из которых изготовлены составные части ЕЭВС;
е) документы, подтверждающие право собственности на ЕЭВС или владение ЕЭВС на условиях аренды или на ином законном основании.
При необходимости от заявителя могут быть затребованы другие документы для оценки соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.