Разворачивающий момент.

В сети есть видео, где вместо винта мулинетка на модели дельталета.
Это видео сделал Григ. Но Григ не позволил своей модели вращаться вокруг вертикальной оси.

Это вращение весьма не очевидно. Сан правильно сказал, что если бы оно было от РМ винта, то оно бы произошло в противоположную сторону. Чтобы разобраться. сану придётся сделать ещё несколько опытов. Я о них уже говорил выше.
 
Гироскопический момент при прокачке модели действует кратковременно, а исследуемый момент присутствует постоянно 

Гироскопический момент действует до тех пор, пока есть возбуждающее его воздействие (тяга ВВ). При этом, как таковой, прокачки мы не будем наблюдать (прокачивает другая сила - тяги ВВ).

Как Вы понимаете, то даже на примере из старого учебника видно куда будет вращаться Ваша модель - в направлении действия опрокидывающего момента (т.к. у Вас приложена сила на плече от шарнирного подвеса) и который есть проявление реактивного (крутящего) момента воздушного винта.

Это могло бы быть так, но, обратите внимание, (на картинке из учебника) действие Мо. приложено в ЦМ. При этом сам реактивный момент (Мкр) заменён силой, действующей на плече "л"  и создающей опрокидывающий момент (Мо).

Действие реактивного момента, так же, будет приложено в Центре Масс. Центр Масс (при статически сбалансированной системе) будет находиться на оси подвеса. Компенсация силы, создающей отклонения от реактивного момента (направленой вправо) происходит составляющей от веса системы (направленой влево) и не создаёт вращающих моментов относительно оси подвеса. Вращение может создать только сила тяги ВВ (будет направлено влево)*.
* Рассмотрение относительно картинки из #11


В сети есть видео, где вместо винта мулинетка на модели дельталета. Реакции всё те же самые.

Вопрос величины реакции сравнительно с пропеллером, создающим тягу. Так же важен способ закрепления и балансировка.
Фуко для доказательства вращения Земли изготовил сначала гироскопическую систему. Под действием кориолисовой силы (связаной с вращением нашей планеты) сбалансированный маховик (симметричный гироскоп) медленно прецессировал и тем доказывал наличие её собственного вращения. Потом (для простоты демонстрации) он сделал маятник.
http://studbooks.net/1423021/tovarovedenie/giroskop_fuko

На мой взгляд, прежде чем сделать выводы о причинах (их несколько) явления, будет полезно начать с простых моделей. Например с маховичка на валу мотора и различных способах его крепления к подвесу. Рассмотреть систему сбалансированную и несбалансированну. Потом усложнить задачу добавлением тяги пропеллера.

Мне описываемый опыт видится как-то так. 🙂
 
В сети есть видео, где вместо винта мулинетка на модели дельталета.
Это видео сделал Григ. Но Григ не позволил своей модели вращаться вокруг вертикальной оси.
Там боковая балка в тисках зажата. Если подвесить модель на ниточках в точках приложения результирующей подъёмной силы, то закрутит модель.
 
"...Компенсация силы, создающей отклонения от реактивного момента (направленой вправо) происходит составляющей от веса системы (направленой влево) и не создаёт вращающих моментов относительно оси подвеса. Вращение может создать только сила тяги ВВ (будет направлено влево)*.
* Рассмотрение относительно картинки из #11
Сомневаюсь я, однако. Fбок находится на плече,относительно вертикали точки подвеса, поэтому и закручивает систему в направлении этой силы. Надо просто ставить сзади руль, соответствующим образом ориентированный,лучше управляемый, и все пропадёт.
 
Sun, попробуйте, если еще не пробовали, развернуть струбцину в другую сторону. В данном случае влево. Есть опасения, что вектор тяги проходит левее ЦМ вот и разворачивает модель.
 

Вложения

  • povorot.jpg
    povorot.jpg
    23,6 КБ · Просмотры: 100
Гироскопический момент действует до тех пор, пока есть возбуждающее его воздействие (тяга ВВ). При этом, как таковой, прокачки мы не будем наблюдать (прокачивает другая сила - тяги ВВ).
Сама по себе тяга - нет. Увод носа гироскопическим моментом происходит при эволюциях, а если телега неподвижна или движется прямолинейно, его нет.
 
Sun, попробуйте, если еще не пробовали, развернуть струбцину в другую сторону. В данном случае влево. Есть опасения, что вектор тяги проходит левее ЦМ вот и разворачивает модель.
Во первых пробовал, в других опытах она стоит строго вдоль, ну а во-вторых на представленном видео винт толкающий, то есть обдува струбцины нет.
 
В дельталетном  разделе обсуждался  эффект увода носа тележки при работе силовой установки, в ту же сторону, в какую вращается винт, то есть при правом винте (если смотреть сзади) вправо и наоборот. 
На простейшей модели это выглядит вот так:
https://youtu.be/cldbbSrX-Vo

На этом ролике видно, что ось двигателя немного повёрнута относительно оси штанги, к которой двигатель закреплёнакреплён одним хомутом. 

А вообще, не корректно проведён и эксперимент и видеосъёмка.

Нужно было не на провода вешать, а на ось, проходящюю через подшипник или какой нибудь вертикальный шарнир, а снять надо было всю установку целиком.

А то так получается, что показан фокус, секрет которого скрыт от глаз зрителей.
 

Вложения

  • rps20170417_173130.jpg
    rps20170417_173130.jpg
    45,3 КБ · Просмотры: 117
  • rps20170417_173100.jpg
    rps20170417_173100.jpg
    48,6 КБ · Просмотры: 113
М-да. Похоже сенсация не состоится...
Действительно, если очень тщательно выставить соосность вектора тяги с осью планки, вращение прекращается.
Подвел излишне чувствительный крутильный подвес, который позволял отлавливать  совершенно мизерные боковые составляющие тяги.
Остается разобраться с остальными свидетельствами, не я ведь первый обратил внимание на это явление.
Всем спасибо, и прошу прощения за ложную тревогу :о)

PS А жалко, правда? Как в анекдоте про лечащего врача: Больной умер? Какая жалость, у меня еще столько идей :о)
 
Тягу придётся учитывать, если окажется, что в её отсутствие модель не поворачивается. Также следует иметь ввиду вращение воздуха относительно продольной оси. Поэтому желательно сделать симметричный противовес.
В сети есть видео, где вместо винта мулинетка на модели дельталета. Реакции всё те же самые.

На тех видео показывается отклонение телеги вбок из-за действующего реактивного момента.
И больше ни чего.
 
Sun, попробуйте, если еще не пробовали, развернуть струбцину в другую сторону. В данном случае влево. Есть опасения, что вектор тяги проходит левее ЦМ вот и разворачивает модель.
Во первых пробовал, в других опытах она стоит строго вдоль, ну а во-вторых на представленном видео винт толкающий, то есть обдува струбцины нет.

Николай имел ввиду то, что размещённая поперёк струбцина своим смещённым в сторону жёлтого тела центром масс сместила центр масс всей системы в то же сторону.
А значит, при абсолютной соосности двигателя и штанги вектор тяги пройдёт в стороне от центра масс.

Но дело в том, что Николай не учёл того, что эта система вращаться будет не вокруг своего центра масс, а вокруг вертикальной оси, проходящей через точку подвеса.
И при отклонении центра масс всей системы в целом этот цетр масс начнёт описывать укружность с радиусом, равным расстоянию между вертикальной осью (которая проходит через точку подвеса) и тем самым центром масс системы.

Но это только в том случае, когда вертикальная штанга не подвешена "на верёвочке", а проходит через подшипник вертикального шарнира и не имеет возможности качаться в продольно-поперечном направлении.
А если система подвешена "на верёвочке", то центр масс всей системы в целом всегда будет расположен на вертикальной оси, которая проходит через точку подвеса.

Но это уже не важно...
 
Но дело в том, что Николай не учёл того, что эта система вращаться будет [highlight]не вокруг своего центра масс, а вокруг вертикальной оси, [/highlight]
....
то центр масс всей системы в целом всегда будет расположен на вертикальной оси, которая проходит через точку подвеса.

Все верно. Центр масс всегда строго на вертикальной линии подвеса (если забыть про отклонения от крутМ).     А вектор тяги оказывается в стороне. Вот тебе и каруселька.     И заметь - система все же вращается вокруг центра масс.  😛
 
И заметь - система все же вращается вокруг центра масс.  
Система вращается относительно шарнира на котором закреплен двигатель с вращающимся винтом. Если бы двигатель не был жестко закреплен относительно оси вращения (например, на подшипнике), то наблюдали бы картину вращения винта в одну сторону, а двигателя в другую. Но так как двигатель закреплен жестко, а реактивный момент действует, то его проекция будет равна вектору силы с приложением в точке на оси вращения и эта сила будет направлена противоположно проекции направления вращения винта и равна по величине реактивному моменту от винта, что на плече от шарнира до точки оси вращения (крепления) винта создает вращающий момент относительно шарнира на котором закреплен двигатель с винтом, т.к. эта сила на плече (т.е. реактивный момент) ничем не скомпенсирована (силы трения опустим, т.к. они незначительны).

С уважением.

З.Ы.: Тут http://www.komane.ru/nuda/ustojchivoste-i-upravlyaemoste-samoleta/stranica-4.html картинка с пояснениями по поперечной балансировки самолета. Если у самолет точка опоры в виде шарнира, который может вращаться только в горизонтальной плоскости, будет находиться на хвосте, то самолет то же будет вращаться относительно хвоста.
 
Но дело в том, что Николай не учёл того, что эта система вращаться будет [highlight]не вокруг своего центра масс, а вокруг вертикальной оси, [/highlight]
....
то центр масс всей системы в целом всегда будет расположен на вертикальной оси, которая проходит через точку подвеса.

... (если забыть про отклонения от крутМ). 
   А вектор тяги оказывается в стороне. Вот тебе и каруселька.     И заметь - система все же вращается вокруг центра масс.  😛

Точно.
Центр масс при вращающемся винте на вертикальной оси, проходящей через точку подвеса, не будет ни когда.
Отклонится.
Появится плечё.
И начнётся вращение !!!

Но только не вокруг центра масс системы (вектор тяги отклонится вместе с ЦМ), а вокруг вертикальной оси, проходящей через точку подвеса.

Кстати Коля, тебе вопрос на засыпку (время на подумать не больше пяти минут): -

Если изменить направление вращения этого винтика изменится ли направление вращения системы?
 
Отклонится.
Появится плечё.
И начнётся вращение !!!
Только в обратную, вращению винта, сторону, а не в ту же. Теоретически.
А практически, повторяю еще раз: на модели, если ось вращения винта направить точно в ось подвеса, вращение планки исчезает.
 

Да не, я не об этом.

О том, что плоскость вращения винта не параллельна плоскости вращения штанги с моторчиком.
Эти плоскости перпендикулярны друг другу.
По этому они не могут вращаться ни в одинаковых направлениях ни в разных.
 
Назад
Вверх