Привет всем авиаторам-рационализаторам! Новую ветку создавать не хочу, решил написать в эту, как в подходящую на мой взгляд. Я начинающий дельталетчик, но уже в "теме". Главный недостаток дельталета (по сравнению с самолетом) - чувствительность к болтанке, турбулентности, порывам ветра и т.п., сильно усложняющая задачу пилотирования. Но дельталет дарит полноценное, птичье чувство полета, (по сути - крыло в руках держишь!), самолет лишен этого. Дельталет - воздушный мотоцикл, самолет - воздушный автомобиль.
Вот если бы уменьшить влияние атмосферной нестабильности на дельталет - то утомляемость пилота снизилась бы, и с автопилотом можно было бы повременить))
Поднятую Алексеем SPB (мы немного знакомы, консультировался с Вами по скайпу на счет Грача) тему можно разложить на две проблемы:
1. Демпфирование возмущений, дествующих на дельталет.
2. Автопилот и его "увязка" с демпферами.
Конкретно у меня есть некоторые соображения по первому пункту (по демпфированию возмущений).
Для начала рассмотрим, как "колбасит" конструкцию дельты в возмущенной атмосфере. Очень хорошо это видно на видеороликах, где камера закреплена на крыле. При просмотре роликов видно, что крыло дельталета (весом до 60 кг) практически мгновенно "отрабатывает" малейшую турбулентность, устанавливаясь по направлению суммы воздушных сил, действующих не него.
А вот телега, шарнирно закрепленная под крылом (представляет собой большой маятник весом 200-400 кг), при резком изменении положения крыла начинает колебаться с вполне математически рассчитываемым периодом (зависит только от длины маятника). Колебания затухают за счет сил трения о подвес, воздух, и конечно, насколько это возможно, за счет тоненьких ручек отважного человечка. Но пока это возмущение отработается, дельта в силу своего балансирного принципа управления, уйдет с намеченной траектории - а там новый порыв... Вот мы и имеем при полете в турбулентности борьбу в прямом смысле слова человечка весом пусть 80 кг и постоянно колеблющегося маятника весом 300 кг. А крыло - оно летит по воздуху, чутко отрабатывая малейшую воздушную неоднородность. При полете в несильную болтанку, мы кстати, даже не отрабатываем эти маленькие колебания телеги относительно крыла, "не закрепощаем" руки, но колебания трапеции хорошо видны.
Короче говоря, демпферы между крылом и телегой по каналу тангажа и крена напрашиваются сами собой, чтобы гасить эти резкие колебания уже в зародыше. Используя их, по влиянию турбулентности мы как бы получаем самолет (крыло становится связанным с телегой не только через шарнир, но и через демпферы), оставляя балансирный принцип управления человечку.
Остается всего какая-то ерунда - подобрать и установить на дельту такие демпферы, которые имели бы некую "прогрессивную" характеристику: не оказывали затрудняющего пилотирование усилия при обычной скорости перемещения трапеции (взлет, выравнивание перед посадкой, крены) и гасили бы резкие колебания атмосферной неоднородности.
Таких демпферов полно в 21 веке: первое, что приходит в голову установить на дельту, - телескопические рулевые, с прогрессивной характеристикой, для гоночных мотоциклов. Они газомасляные, энергия маятника весом 300 кг будет уходить на нагрев жидкости демпфера.
http://mmoto.tk/рулевой-демпфер-зачем-он-нужен/
Главное угадать с рабочим ходом и силой демпфирования, а то будем рвать и ломать и демпферы и конструкцию дельты. Возможно по две штуки на канал потребуется.
Демпфер по тангажу просится к установке от переднего пилона на килевую, через вращающееся кольцо, с демпфером по крену сложнее- от жестко закрепленного на килевой рычага к допускающему свободное линейное перемещение вдоль заднего пилона узла. Все крепить через ШСы, допускающие погрешности работы механизма, но совершенно не имеющие люфтов, что очень важно при демпфировании. Короче говоря, конструктив мудрить надо, но смысл думаю понятен.