У меня образ данного аппарата сложился в такую картинку. Своего рода краткое содержание предыдущих серий 🙂 .
Kasperwimg (Kasper wing, крыло Каспера) - крыло летательного аппарата, способного эффективно работать на сверхбольших углах атаки, благодаря стабильному, управляемому вихревому обтеканию верхней части крыла.
Конструктивно Kasperwimg обычно представляет из себя летающее крыло с S-образным профилем, без сужения и крутки, с управляемыми концевыми рулями-винглетами.
К достоинствам данного крыла относят:
- уникальное свойство крыла - статическая (!) стабильность по трем осям. Управляемость сохраняется практически во всём диапазоне скоростей (нет скорости сваливания, а есть переход в управляемое парашутирование и обратно);
- значительный рост достижимых Cy без механизации крыла (снижение скоростей взлёта/посадки);
- благодаря треугольным расширениям концов крыльев - стабилизаторов и несмотря на отсутствие геометрической крутки крыло очень стабильно по тангажу (отсутствие опастности кувырка);
- благодаря рулям-винглетам высокое аэродинамическое качество при небольших удлинениях;
- большое плечо рулей (целый полуразмах!) и как следствие - высокая эффективность при малой площади;
- своего рода дублирование управления (выполнение координированого разворота с использованием только рулей-винглетов);
- все достоинства схемы летающее крыло.
Сам автор Витольд Каспшик так описывал особенности работы своего крыла - http://www.stroimsamolet.ru/112.php .
Некоторые примеры конструкций В.Каспшика:
Планер BEKAS-N
Облетан 1968
Размах 14,94 м
Длинна 3,67 м
Высота 1,52 м
Площадь крыла 15,33 м2
Удлиннение 15
Профиль NACA 8-H-12
Хорда 0,99 м
Геометрическая крутка 0 грд.
Стреловидность 13 грд.
Поперечное V 1,3 грд.
Вес пустого 181 кг
Максимальный вес 295 кг
Нагрузка на крыло 19,2 кг/м2
Качество ( 96,5 км/ч) 44
МИН скорость снижения 0,61 м/с
МИН скорость 64 км/ч
МАХ скорость 208 км/ч
Очевидцы называют ряд интересных особенностей данного аппарата.
Управляемые кувырки, т.е. "мертвя петля" диаметром несколько метров. Причем они выполнялись настолько контролируемо, что было получено разрешение на выполнения пилотажа без ограничения минимальной высоты. Видео выполнения пилотажа, в том числе кувырков планером BKB-1 A https://www.youtube.com/watch?v=ZW7oeSm7zZ0.
Способность, используя запасенную в вихре кинетическую энергию, зависать на несколько секунд. Витольд Каспшик пишет что получалось "подвесить" планер до 10 секнд.
Способность парения используя порывы ветра. Другими словами продолжительный полет на высотах 50-150 метров при отсутствии термических восходящих потоков. А аэродинамическое качество аппарата конца 60-х годов, без матриц и композитов весьма приметное.
Ультралайт Kasperwing 1-80B
Облетан 1968
Размах 10,67 м
Длинна 3,86 м
Высота 2,29 м
Площадь 16,72 м2
Удлинение 6,8
Профиль приближен NACA 8-H-12
Хорда 1,67 м
Геометрическая крутка 0
Стреловидность 13 грд.
Поперечное V 0...4 грд.
Сухой вес 72,5 кг
МАХ вес 172 кг
Нагрузка на крыло 10-14 кг/м2
Качество (без/с кабиной) 10/15
MIN скорость снижения 0,75 м/с
MIN скорость 29 км/ч
MAX скорость 89 км/ч
Мотор 17,2 кВт
Крейсерская скорость 56 км/ч
Скороподьёмность 183...244 м/мин
Практический потолок 4575 м
Разбег 15...23 м
Пробег 15 м
Перегрузки +7/-4
Этот летательный аппарат обращает на себя внимание простотой конструкции. Распространённые сегодня дельталеты имеют обшивку крыла с учетом изгиба каркаса под нагрузкой, т.е. весьма сложной формы. Парус ультралайта Каспервинг 1-80B имеет простую, "прямоугольную" геометрию.
Не смотря на скромные размеры управляемые поверхности на торцах крыла столь эффективны, что обеспечиваю аппарату управляемость вплоть до режима парашутирования. При этом имеется возможность поворота вокруг вертикальной оси и в любой момент можно перейти в обычный полет.
На слете в Ошкош (Висконсин, США) в августе 1980г Каспервинг 1-80 удостоен приза "Выдающийся Новый Дизайн EAA" .
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО
Видео полета ульталайта Kasperwing внутри крытого (!) стадиона https://www.youtube.com/watch?v=dRqteDXb3Yk .
C осени 1980 по лето 1988 года продано порядка 333 ультралайта Kasperwing. И по сей день практически нет сообщений о проишествиях с этим аппаратом.