Обсуждение рулей на дельталётах

Vicar использует вот такую приспособу.
Говорит - снимает крутку телеги 100%.
Кили и рули больше нам не нужны.
Окультурить, поиграть с дизайном - и форева!!
045dca7a7d65d33e9ca7d10874b86097.jpg
 
Пытаюсь представить себе, сидя на табуретке, технику пилотирования дельталета с рулем направления. Возник вопрос.

Лечу прямо в режиме планирования, тяги нет. Хочу при помощи руля повернуть направо. Поворачиваю руль [highlight]направо[/highlight], тележка отклоняет нос вправо, и тянет за собой крыло. Аппарат разворачивается вправо. Так?

Теперь лечу прямо и нажимаю полный газ. Правый винт реактивным моментом поворачивает нос телеги вправо, вектор тяги начинает действовать под углом, правое полукрыло получает бОльшую подъемную силу и у меня возникает левый крен. Я опять хочу рулем и крылом повернуть аппарат направо, чтобы убрать левый крен. Но в этом случае руль мне нужно повернуть [highlight]налево[/highlight], чтобы компенсировать вредное воздействие реактивного момента. Так?

Если все так, то получается противоположные действия рулем при наличии тяги и при ее отсутствии. Без тяги, куда руль, туда и аппарат. А с тягой наоборот? Хочу направо, давлю налево?

Если мои дилетантские рассуждения верны, то техника пилотирования получается сложной. Мозг пилота должен работать значительно быстрее, чем при пилотировании без руля. Запутаться можно легко.
 
@ Romaluga

У меня вопрос, почему правый винт реактивным моментом поворачивает нос телеги? Дело даже не в том, что вправо. Вообще, почему поворачивает? Я понимаю, что он смещает телегу вправо. И это не одно и то же.
 
@ Romaluga

У меня вопрос, почему правый винт реактивным моментом поворачивает нос телеги? Дело даже не в том, что вправо. Вообще, почему поворачивает? Я понимаю, что он смещает телегу вправо. И это не одно и то же.

Зайдите в ветку "крыло Апогей", там шикарный эксперимент показан с подвешенной в гараже тележкой. Тяжелый правый винт именно разворачивает нос тележки вправо при даче газа. Чем больше обороты, тем больше нос вправо поворачивается.
 
Я дал килевой еще одну точку опоры, точнее -фальш пилон. Теперь крыло и телега жестко связаны по горизонту, при этом килевая, и соответственно, крыло свободно ходит по вертикали.
Как решен вопрос вибрации от  двигателя ?
Момент реакции опор двигателя учитывали?
 
Я дал килевой еще одну точку опоры, точнее -фальш пилон. Теперь крыло и телега жестко связаны по горизонту, при этом килевая, и соответственно, крыло свободно ходит по вертикали.
Как решен вопрос вибрации от  двигателя ?
Момент реакции опор двигателя учитывали?
Я так думаю, что и к мотораме можно фальш-пилон закрепить, вибрации будет меньше.
 
@ Romaluga

Посмотрел, ветку почитал. Однако причин отклонения никто не обнаружил, хотя и отклонение чем-то устранили. Возможно тяга винта отклоняет телегу вперёд, а винт как гироскоп поворачивает её относительно вертикальной оси.
 
Как решен вопрос вибрации от  двигателя ?
Момент реакции опор двигателя учитывали?
Я так думаю, что и к мотораме можно фальш-пилон закрепить, вибрации будет меньше
На край килевой надет кусок пластиковой сантехнической трубы и по ней скользят направляющие. Мелкая вибрация, если и есть, вполне поглощается этой трубкой, ну и  защищается дюраль килевой. Крупной вибрации , как на  двухтактниках, здесь нет, да и подушки достаточно жесткие, в отличие от установленых на авто.На трапеции и штурвале вообще ничего не ощущается.

К мотораме тоже можно подцепить, изменив конфигурацию пилона. Думаю, это лишнее для автоконверсии, а актуально только для двухтактников.

К конструкции с носовым рулем так и просится мой фальш-пилон, и логически, и для гарантии безопасности при эксплуатации.

Окультурить, поиграть с дизайном - и форева!!
Окультуривать-то вроде, нечего. Если каплевидные обтекатели на трубки, предложите какой нибудь дизайн.
 
@mdp-shnik

Вот ответ на Ваш вопрос.

https://www.youtube.com/watch?v=P1MPbpUUtg8&feature=youtu.be

Володя Мысенко устранил разворот телеги сдвигом мотора вправо. При этом ось КВ осталась параллельна продольной оси телеги. Пробовал он и под углом сдвигать вектор тяги, но результаты менее удачные.

Сейчас разговор о другом. Не важно в какую сторону реактивный момент разворачивает нос телеги. Важно, что крен получается в противоположную сторону. Из этого следует, что поворот руля направления, при наличии тяги с реактивным разворачивающим моментом, будет нужен [highlight]в противоположную сторону, нежели без тяги[/highlight]. Например, для вывода из виража. Иными словами. Для вывода из левого виража в планирующем полете без тяги руль нужно повернуть [highlight]вправо[/highlight]? А при наличии тяги с правым разворачивающим моментом, для вывода из левого виража руль надо поворачивать [highlight]влево[/highlight]? Если я ошибся, поправьте!!!
 
Может кто -то обратил внимание на маленькие рожки сверху фальш-пилона-это места крепления быстросъемной штанги за винтом для подцепа флага. Под радиатором есть вторая часть крепления, она огибает винт снизу.Все это легкое и складное, можно перевозить в полете внутри обтекателя. Правда, пока не испытано, нет флага, но будет. Скажу сразу-идею слямзил с фотографии на форуме.
 
Вот ответ на Ваш вопрос.
Если это ответ, то причиной является тяга винта, направленная вперёд-вверх. Если мотор наклонить так, чтобы тяга была вперёд-вниз, то телега повернёт нос влево при правом винте. Соответственно, тяга, направленная строго вперёд, отклонять нос не будет.

Теперь не понятно, нужно ли выводить дельталёт из виража рулём направления? Руль направления отклоняет нос крыла в плоскости крыла. В вираже плоскость крыла наклонена. Если в правом вираже отклонить руль вправо, то аппарат посыпется вниз, если влево - то опущенное правое полукрыло крыло повернётся так, что его подъёмная сила увеличится, и оно начнёт выводить аппарат из крена. Однако не слишком ли это сложно для пилота?
 
Посмотрел, ветку почитал.[highlight] Однако причин отклонения никто не обнаружил[/highlight], хотя и отклонение чем-то устранили. Возможно тяга винта отклоняет телегу вперёд, а винт как гироскоп поворачивает её относительно вертикальной оси.
Гироскопическая причина.Если воздействовать на ось гироскопа(винта), появляется момент,который имеет угол с осью гироскопа(винта) 90гр. А поскольку ось(гир.) винта жестко связана с тележкой ,то тележка отклоняется влево или вправо,в зависимости от того,в какую сторону сдвинули ось гироскопа(винта).Изменение вращения гироскопа(винта) меняет картину зеркально.
 
Сейчас разговор о другом. Не важно в какую сторону реактивный момент разворачивает нос телеги. Важно, что крен получается в противоположную сторону. Из этого следует, что поворот руля направления, при наличии тяги с реактивным разворачивающим моментом, будет нужен [highlight]в противоположную сторону, нежели без тяги[/highlight]. Например, для вывода из виража. Иными словами. Для вывода из левого виража в планирующем полете без тяги руль нужно повернуть [highlight]вправо[/highlight]? А при наличии тяги с правым разворачивающим моментом, для вывода из левого виража руль надо поворачивать [highlight]влево[/highlight]? Если я ошибся, поправьте!!! 
Объяснял же, руль в основном не для изменения направления полёта.
Всё там просто (мне так кажется) и спустя не большой промежуток времени уже вообще не задумываешься куда надо поворачивать в той или иной ситуации ноги сами рулят туда куда надо.

Крайних пару- тройку месяцев летал без руля. (На перелёте в тумане не удачно приземлились и сломали обтекатель вместе с рулём) потребовалось часов 30 что бы ноги самопрозвольно не поворачивали вилку в виражах (особенно в левом).

На моём дельте  летает и мой друг. Он говорит что ему трудно летать с рулём. Но у него протез и он боится что не до конца сможет контролировать ситуацию хотя на рулении по земле справляется отлично.

Сейчас вместо руля установлена компенсационная пластина на передний подкос чуть меньшей чем руль площади и повёрнутая в лево.  Она не так эффективна и удобна в управлении как руль но с паразитными моментами от двигателя справляется.
В правый крен при правом развороте не затягивает (это к вопросу если не туда повернуть руль).
 
Если в правом вираже отклонить руль вправо, то аппарат посыпется вниз, если влево - то опущенное правое полукрыло крыло повернётся так, что его подъёмная сила увеличится, и оно начнёт выводить аппарат из крена. Однако не слишком ли это сложно для пилота?
Всё наоборот.
В вираже всегда поворачиваешь руль в сторону виража и при вводе и при выводе. Поэтому не запутаешься.
При вводе в вираж поворачиваешь не сильно что бы нос телеги не отставал от носа крыла ( сохраняешь соосность) , чем сильнее поворачиваешь руль в сторону виража тем сильнее крыло пытается выйти из виража.
Всё просто.
 
1. Изменение вектора тяги Мысенко делает по законам физики с увеличением  устойчивости ЛА как системы.
2. А как усложняется обслуживание редуктора?
3. А Медник все делает как учили в школе, рули позади ц.м.
1. Двигатель толкающий сзади под углом действует так же как и руль установленный спереди (тоесть стремится сделать систему не устойчивой). Только руль я могу повернуть а двигатель закреплён жёстко. Разве нет?
2.Со стандартного редуктора повёрнутого боком проблематично слить масло, сапун оказывается с боку, при этом не известно какой требуется уровень масла (3 ?).
3.Управляемые кили на колёсах установлены не только сзади  но и с боку и при изменении угла атаки будут не
только поворачивать телегу вокруг оси но и толкать её вбок.
 
Сергею надо отдать должное он смелый и пытливый экспериментатор! Главное не перейти черту! Но своими опытами он так же доказывает наличие серьёзных разворачивающих моментов и кренов с которыми нам надо считаться по серьёзному особенно на тяжелых мощных телегах.
Сергей предлагаю тебе рассмотреть вопрос установки управляемого киля на центральном пилоне. Это будет более безопасно т.к аэродинамическая сила там будет приложена за Ц.М аппарата и система будет более устойчива. 😉
 
. Данный аппарат пилот вводит в глубокий нисходящий левый вираж. Газ сброшен, тяги нет. Затем пилот намерен выйти из глубокого левого виража. Он дает ручку на вывод и руль вправо. И должен выйти без проблем. Однако, если в момент вывода пилот нажимает газ, то нос телеги реактивным моментом поворачивает вправо, правое полукрыло получает дополнительную подъемную силу, что мешает выводу. Если руль у пилота по-прежнему вправо, то он еще больше отворачивает нос телеги вправо, что усугубляет ситуацию до трагической. Левый кирдык выходит. В такой ситуации нужно сообразить вернуть руль в нейтраль, либо повернуть его влево, чтобы компенсировать реактивный момент. Я правильно рассуждаю? Если правильно, то такая система управления опасна! Ошибку допустить очень просто. И не важно, спереди руль, или сзади.
Вы едете на автомобиле впереди левый поворот вы по ошибке поворачиваете руль вправо.
Вывод? Руль на авто опасен?
Это я ещё про мотоцикл не рассказываю на котором тоже существует контр руление.

Я же написал выше что запутаться не возможно, руль поворачивается всегда в сторону виража. Разве это трудно понять?
 
Сергей предлагаю тебе рассмотреть вопрос установки управляемого киля на центральном пилоне. Это будет более безопасно т.к аэродинамическая сила там будет приложена за Ц.М аппарата и система будет более устойчива. 😉

На центральном пилоне без полезно.
Побороть дисбаланс от винта и двигателя легче всего установив такой же дисбаланс с противоположной стороны. Разве это не очевидно?
 
Я же написал выше что запутаться не возможно, руль поворачивается всегда в сторону виража. Разве это трудно понять?

Я удалил свои вопросы, так как они появились одновременно с ответами. Понять пока трудно, к сожалению. Буду стараться. Вы уверены, что данная формула справедлива для всех аппаратов в любых ситуациях?
 
Назад
Вверх